Методические рекомендации


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ  И ИНСТРУМЕНТОВ GOOGLE ДЛЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Личностные универсальные действия.

   Самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация

С целью формирования основ гражданской идентичности личности учитель может использовать сервисы «Google документы» или «Google презентации» для создания совместного проекта по истории  России или родного края на английском языке.  Благодаря многопользовательскому режиму работы, каждый ученик класса видит, как выполняют определенное задание остальные ребята, а педагог имеет возможность корректировать и комментировать ход решения учебной задачи. Вместе с этим у ребят возникают мотивы учебных достижений, и повышается познавательный интерес.

2. Познавательные универсальные учебные действия.

   Общеучебные, логические универсальные действия, постановка и решение проблем

С целью повышения мотивации и результативности учебной деятельности школьников педагоги всё чаще и чаще применяют метод проектов. Исследовательские и проектные работы помогают развивать интерес учеников, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. На всех этапах работы возможно использование сервисов  Google. На подготовительном этапе, когда происходит определение проблемы, целей и задач, учитель может организовать «мозговой штурм» при помощи «Google таблиц». В соответствующую ячейку каждый может вписать сформулированную проблему, а также предлагаемую тему. Безусловным преимуществом такой формы организации работы, в отличие от устной, является тот факт, что все предложения уже зафиксированы и не будут пропущены или не приняты во внимание учителем и другими участниками проекта. Цели и задачи могут быть перечислены в «Google документе», таким образом, у каждого ученика будет возможность в любой момент ещё раз сверить свои действия с поставленной целью, чтобы не отклониться от темы (о планировании работы и об анализе результатов будет рассказываться в пункте, посвященном регулятивным УУД). Следующим этапом создания проекта является поисково-информационная деятельность. Педагог может изначально выбрать сайты, на которых содержится необходимая информация и поместить ссылки на них в «Google документе». У учеников будет возможность быстро переходить по предложенным адресам и отбирать нужные сведения, чтобы затем добавить найденную информацию в тот же документ под ссылки. Таким образом, развиваются следующие УУД: смысловое чтение познавательных текстов, умение выделять существенную информацию. Далее происходит анализ и обобщение собранных данных, которые можно организовать при помощи «Google таблиц».

Возьмем в качестве примера проект по истории Англии. Подобно программе Microsoft Excel, аналогичный сервис Google представляет собой табличный документ, состоящий из листов. За каждым листом закрепляем определенный исторический промежуток. Так на первом листе ребята собирают данные об основных событиях в истории Англии в X веке, на втором в XI веке и так далее. Для удобства классификации и систематизации информации учитель может заранее подготовить таблицу с такими колонками как: политика, экономика, культура, в которые и будет вноситься основная информация. В итоге материал будет удобно структурирован, что значительно облегчит проведение исследования и анализ полученных данных. Такая организация работы помогает школьникам развивать такие УУД как: синтез, сравнение, классификация по заданным критериям, анализ. Для защиты проекта целесообразным будет использование сервиса «Google презентации», в котором все основные функции и возможности совпадают со всем известным Microsoft PowerPoint, однако имеется ряд преимуществ. Во-первых, учитель имеет возможность отслеживать правильность создания презентация в момент её создания. Во-вторых, школьники могут одновременно редактировать несколько слайдов, что значительно ускоряет процесс создания файла. В-третьих, ребята осуществляют взаимный контроль и вносят корректировки в свою работу и работу своих товарищей. Об оценке результатов проекта будет рассказано далее.

3. Регулятивные универсальные учебные действия.     

ФГОС ООО определяет регулятивные УУД как способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. При работе над учебным проектом наибольшее влияние на формирование регулятивных УУД оказывают следующие этапы: планирование работы и оценка проекта. Создать алгоритм работы возможно при помощи «Google таблиц», где помимо колонки «этапы выполнения проекта», будут дополнительные колонки: способы выполнения, сроки выполнения, выполнено (ставиться +, когда этап завершен). Данный сервис также можно применять для оценки результатов проекта и рефлексии. Ученики заполняют следующие графы: достигнута ли цель; если нет, то почему; какие ошибки были сделаны и как их исправить; мне было легко …; у меня возникли проблемы с…. Учитель также может добавить графу «оценка». Таким образом, ребята проводят самоанализ выполненной работы, а преподаватель видит проблемы, с которыми столкнулись учащиеся во время выполнения проекта. В данном случае сервисы Google помогают развивать весь спектр регулятивных УУД: планирование действия, пошаговый контроль, адекватное восприятие оценки, оценка правильности выполнения действия, коррекция действия после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.  

4. Коммуникативные универсальные учебные действия.

В соответствии с ФГОС ООО к коммуникативным УУД относится умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками при индивидуальной работе и в группе, находя общее решение, разрешая возникающие споры путем согласования позиций и учитывая мнение и интересы каждого. Именно при создании коллективного проекта становится возможным формирование и развитие всех вышеперечисленных навыков. Благодаря многопользовательской работе с «Google документами», каждый ученик может комментировать работу другого, задавать вопросы, сотрудничать с товарищами. Учитель видит весь процесс коммуникации и имеет возможность редактировать неконструктивную критику и помогать разрешать спорные ситуации.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит перед преподавателями и учениками множество целей и задач, достижение которых позволит учащимся в будущем с успехом интегрироваться в современное общество. Результатом обучения в школе должна стать сформированность всех видов УУД, а также ИКТ-компетентность. Учитывая всё вышесказанное, можно сказать, что сервисы и инструменты Google позволяют развивать основные умения и навыки ребят, предусмотренные ФГОС, и при этом повысить интерес школьников не только к изучаемому предмету, но и к познавательной деятельности в целом. Стоит отметить, что использование данных сервисов позволяет «расширить границы» образовательной организации, то есть дать возможность участвовать в учебном процессе не только ребятам, сидящим в классе, но и детям с ограниченными возможностями здоровья, которые вынуждены обучаться индивидуально.